Плакат оперативно

Добавлено: 16.04.2018, 14:43 / Просмотров: 72533

ХХ век — один из самых кровавых в истории человечества. Ярче всего эту эпоху иллюстрирует агитационный плакат, который, как сегодня Twitter, эмоционально, лаконично и оперативно распространял информацию и консолидировал людей вокруг идеи.

Плакат стал востребованным инструментом пропаганды во время Первой мировой войны. Ярче всего эту эпоху в книге «Русский революционный плакат» (1925) описывает критик того времени Вячеслав Полонский. Он называл плакат «орудием массового распространения» и считал его «красочно раскрашенными картинками», в которых «кровь лилась потоками, так что нередко возникало опасение за полное уничтожение запасов красной краски». Вместе с тем Полонский отмечает: «Ноты миролюбия в нашем плакате не преобладали. Да и могло ли быть иначе? Ведь этими раскрашенными листами говорила сама эпоха с ее кровью и слезами, с отчаянием и ненавистью, с ее безоглядной решимостью победить и с забвением всяких гуманностей».

poster_27Д. Моор. Двухкрасочная литография poster_28Автор неизвестен. 1917-1921 год. Источник: Нью-Йоркская публичная библиотека poster_14В. Дени. 1920 год poster_22Д. Моор. 1925 год poster_36Д. Моор. 1920 год. Москва poster_30Н. Рерих. 1914 год. Литография poster_25Карикатура из журнала «Ворон» № 1. 1906 год poster_23В. Дени. 1919 год poster_04Д. Моор. Москва. Многокрасочная литография poster_24Н. Когоут. 1922 год poster_13В. Дени. 1920 год. Москва

В этой «лихорадке борьбы, пафосе наступления, мужества отчаяния и бешеной скорости» центральной темой стала оборона. Оборона должна была осуществляться как от империалиста, так и от деникинца, петлюровца, махновца. Вскоре образ врага постепенно приобрел более широкую трактовку — врагом обозначали каждого, кто стоял на пути всемирной революции: кулака, лодыря, попа, предателя, спекулянта.

После окончания войны и революции 1917-го плакат оставался оперативным и востребованным медиа. Новые средства выражения — в особенности монтаж — позволили плакату стать более динамичным.

poster_38Н. Смирнов. Москва. Двухкрасочная литография poster_17М. Костяницын. 1920 год poster_05Д. Моор. 1920 год poster_02А. Апсит. 1918 год poster_29Неизвестный художник. 1920 год. Одесса. Многокрасочная литография poster_06Неизвестный художник. Одесса poster_18Д. Моор. Двухкрасочная литография poster_20Неизвестный художник. 1918 год. Коллекция Tate Gallery. Литогравюра poster_12Д. Моор. 1920 год. Изображение: Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» poster_11Д. Моор. Москва. Двухкрасочная литография poster_03М. Черемных. Линолеум, три краски, 70 на 52 сантиметра. РОСТА poster_15В. Дени. Многокрасочная литография poster_16А. Апсит. 1918 год poster_08А. Апсит. 1918 год poster_07Автор неизвестен. После 1930 года

Стоит вспомнить одну биографию — украинского советского художника Адольфа Страхова (настоящая фамилия — Брацлавский). Выходец из бедной многодетной семьи, он пытался заработать деньги на свое обучение, пока во время войны не пошел на фронт — а вернувшись в Екатеринослав (ныне Днепр), принял сторону большевиков. Во время Гражданской войны Страхов и его коллеги создавали массовую пропаганду, ориентируясь на Рериха, Гогена, Матисса и других европейских модернистов.

Хотя в 1921-м Страхов написал серию плакатов «Азбука революции», которая неоднократно экспонировалась на выставках, известность ему принесли графические работы 1930-х, где его герои (срисованные с реальных работяг и шахтеров Донбасса) больше напоминали солдат. Суровый стальной взгляд, четко прорисованные скулы — всему этому Страхов как график и скульптор уделял много внимания. Позже он даже говорил, что разработал собственный стиль тем, что перенес в графику скульптурный объем.

poster_33А. Страхов. Начало 1930-х poster_32А. Страхов. Начало 1930-х poster_31А. Страхов. Начало 1930-х

Важным событием в истории плаката стала дискуссия о его художественной ценности и целях, в 1930 году организованная Объединением новых видов художественного труда «Октябрь» в Москве. Один из докладчиков — критик П. Аристова — утверждала, что в большинстве проанализированных ею работ нет былого духа, плакаты не такие острые, а лицо пролетариата и вовсе стерто — все это делает образ непонятным для широкого зрителя. Но самое важное — проанализированные ею плакаты не отразили ни экономический кризис, ни нарастание классовых битв, ни хитрых врагов, которые готовятся к войне против государства. Некачественные плакаты, по ее мнению, — «не оружие, они — тупые предметы», которые не могут нанести вред врагу.

Одним из докладчиков на собрании «Октября» был художник Густав Клуцис. Свое выступление он посвятил монтажу как востребованному и актуальному методу борьбы на «изофронте». Наиболее ярко Клуцису удалось создать ощущение динамики и «приближающейся угрозы» в серии плакатов, новшеством которой стало «тройное изображение» (необходимо было разместить рядом три одинаковых плаката). Клуцис был расстрелян в 1937 году в связи с «латвийским делом», как и другие украинские участники Расстрелянного Возрождения — поэт-неоклассик профессор Мыкола Зеров, футурист Мыхайль Семенко, создатель театра «Березиль» Лесь Курбас, драматург Мыкола Кулиш, писатели Валериан Пидмогыльный, Марко Вороный и другие. Плакатная риторика войны и героических побед вылилась в 1937 год — самую кровавую точку межвоенного времени.

poster_35Г. Клуцис. Начало 1930-х. Три копии плаката размещались на стене рядом poster_34Г. Клуцис. Начало 1930-х

Все изображения, если не указано иное, — из книг «Русский революционный плакат» Вячеслава Полонского и «Russian revolutionary posters» Дэвида Кинга.


Источник: https://birdinflight.com/ru/vdohnovenie/resursy/20171115-posters.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Похожие новости


Стих гене ко дню рождения
Потерял приглашение
Игры для дня рождения на даче
С днем борьбы с курением
Какие праздничные даты в россии появились
Другу на свадьбу мужчине


Плакат оперативно
Плакат оперативно


Плакат эпохи революции - Русский музей
Центр Оперативной Полиграфии Срочная печать Москва, ЗАО



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ